Проникновение антских дружин во Фракию, трудно объяснить, не предположив их предварительного скопления на Дунае, особенно в Добрудже, где мы знаем венедов еще с IV в. [ ?] Прокопий, как и Иордан, очень твердо говорит об этническом единстве склавенов и антов: «...у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы... У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга... и некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли «снорами» (рассеянными), думаю потому, что они жили, занимая страну «снораден» рассеянно, отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много».
И Собирательное имя славян — «венеды» Прокопий не употребляет совершенно, но северо-западные земли славян он знал. Единство антов и славян подтверждает и такой источник, как «Стратегикон», приписываемый императору Маврикию (конец VI в.). «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».
В смысле определения географического размежевания склавенов и антов автор «Стратегикона» одинаков с Прокопием. Он не разделяет их географически, как Иордан, а помещает и тех и других на левом берегу Дуная: «Их реки вливаются в Дунай».
|