Как у всех древних географов, у Иордана не было правильного представления о пространстве между Черным и Балтийским морями — оно казалось ему небольшим и «океан» казался очень близким к Дунаю и Попту. По существу Иордан знал только узкую прибрежную полосу в несколько дневных переходов. Это нужно учесть при анализе его географических сведений.[ ?]
В Скифии ему были известны Тисса, Дунай, Олюта, Днестр, Днепр, Дон, Таврские горы, Рифейские горы, Меотида.
Подробнее всего Иордан знает географию земель, ограниченных с юга Дунаем, а с севера — Карпатами, — Дакию. Путая готов и гетов, он называет эту землю Готией.
Можно выделить три хронологических слоя в рассказах Иордана о географии Дакии: первый — сарматский, относящийся, очевидно, к рубежу нашей эры (дунайско-карпатское пространство заселено сарматскими племенами языгов и роксалан, границей которых служит р. Олюта); второй слой сведений относится к тому времени (не позднее начала IV в.), когда на берегах Марицы и Кризии появились вандалы. Позднее на месте вандалов оказались гепиды, но ко времени Иордана гепидов здесь, очевидно, уже не было, так как он на всем пространстве между Дунаем и Вислой помещает славян.
Остановимся подробнее на разборе географических сведений Иордана о славянах и их ближайших соседях, так как эти сведения очень важны для понимания истории славянства в VI в.
|