Нередко считают, что днестровско-днепровские анты образовывали прочный и постоянный племенной союз, обособившийся от остальных славян. Говорят даже о державе антов как предшественнице Киевской Руси, понимая под антами только юго-западную часть восточнославянских племен. [ ?] Исходя из особенностей наших источников, бесполезно пытаться привязать термин «анты» к какой-то ограниченной территории и спорить о пределах антской земли. Под антами мы должны подразумевать все восточное славянство в том несколько туманном виде, в каком оно рисовалось его южным соседям, хорошо знавшим славян и на Дону, и на Черном море, и на Дунае, но плохо представлявшими себе, как далеко па север простираются земли «бесчисленных племен антов».
Термин «склавены, «словънъ», «славяне» вызывали множество различных толкований. Это наименование сближали и со «славой» и со «словом», и даже с латинским «sclavus» — раб, хотя источники прямо говорят о том, что славян и антов «никоим образом нельзя склонить к рабству и подчинению».
При разборе этого наименования прежде всего нужно обратить внимание на то, что оно появляется только в определенное время и только на определенной территории.
Самым ранним упоминанием словен (суобене) следует считать текст Птолемея, поместившего это название в Сарматии в отдалении от венедов. Затем склавены упоминаются многократно авторами VI в., но всегда только за пределами древней, основной области размещения славянских племен. Таковы точные сведения о склавенах на Дунае у Иордана.
|