Для Воспора этот процесс притока местного негреческого населения в города принял в течение I — III вв. особенно широкие масштабы. Усиление негреческой прослойки в городах, хотя и сопровождалось некоторой ее эллинизацией, тем не менее все более и более сказывалось на облике культуры античных городов. [ ?]
Обычаи, нравы, вкусы «варваров», вливавшихся в города, стали все заметнее выступать на передний план в укладе жизни городов, особенно во II — III вв. Наиболее ярко этот процесс нашел свое проявление на Боспоре, который, впрочем, всегда представлял собой этнически смешанное государство, культура которого никогда не была чисто эллинской.
В первые века культура Боспора стала приобретать вполне отчетливый сарматский колорит, находивший свое проявление, в частности, в искусстве. Характерно, что пышно расцветший в ювелирном искусстве Боспора так называемый полихромный инкрустациониый стиль (изделия из металла обильно оснащались вставками цветных камней) является типичным проявлением сочетания греко-сарматских элементов.
Распространение сарматских типов оружия, тамгообразных знаков, служивших обозначением родовой принадлежности, сарматской посуды и т. д.— все это придавало культуре античных городов во II—III вв. черты глубокого своеобразия, свидетельствующего о все усиливавшейся активизации местных племен.
|