Рост вольноотпущенничества наглядно свидетельствовал о кризисе рабовладельческой системы. В этой связи все более распространялась в сельском хозяйстве эксплуатация зависимых полусвободных производителей, именовавшихся па Боспоре пелатами. Однако рабовладельческий строй не мог обеспечить необходимых условий для надлежащего развития более прогрессивных форм организации хозяйства в соответствии с достигнутым уровнем техники материального производства. Кризис рабовладельческого способа производства неуклонно развивался и обострился особенно с конца II в. во всех античных государствах, в том числе и в Северном Причерноморье. [ ?] Положение еще более осложнялось непрерывной опасностью наступления со стороны местных племен. Быт жителей античных городов Северного Причерноморья все более военизируется. Основные контингенты свободных граждан привлекаются к несению военной службы. Жестоко эксплуатируемые, порабощенные слои населения, используя затруднения, испытываемые рабовладельческой верхушкой при непрерывной опасности нашествия извне, поднимали восстания и всегда были готовы изнутри нанести удар по своим эксплуататорам.
Конец II и начало III в. были еще временем, когда у Боспора оказалось достаточно сил, чтобы одержать победу над государством тавроскифов, ослабленным, по-видимому, столкновениями с сарматами. Скифское царство было присоединено к Боспору. Но Ольвия в это время держалась в значительной мере только благодаря наличию у нее римского гарнизона. В трудном положении находился и Херсонес, особенно когда с середины III в. из него были выведены римские военные силы, содержание которых хотя и ложилось тяжелым бременем, но все же несколько облегчало защиту города.
Когда в 30-х годах на античные города наступали готы и ряд других объединившихся с ними племен, Ольвия была окончательно разгромлена. Правда, потом на месте города стоял гарнизон римских солдат и обитало некоторое количество жителей, но рабовладельческий город-государство Ольвия прекратил свое существование, и в IV в. жизнь здесь прекратилась. Вторжение готов и боранов в пределы Боспора заставило боспорских правителей в 50—60-х годах III в. в целях предотвращения полного разгрома, оказывать помощь «варварам» в организации морских походов в города Кавказского побережья и Малой Азии.
|